Людмила Зеленкова, Ведущая психологической группы в г. Аксае.
Впервые познакомилась с М.Е. Литваком 10 лет назад. После двух семинаров, пошел быстрый карьерный рост, выросла до директора. Был
перерыв 4 года в занятиях у М. Е.Литвака. Вернулась в разобранном состоянии. Бизнес свой оставила. Семинары М.Е.Литвака без перерыва посещаю
4.5 года.
Людмила Зеленкова
Сражение с застенчивостью.
Когда Валерии было шесть лет (сейчас ей 10 лет), она поднимала на занятиях у М. Е.Литвака вопрос о своей застенчивости. Я и сама отмечала, что с близкими она ведет себя легко, даже во всю дерзит. Но, если возникала ситуация, когда нужно пойти что-то узнать или обратиться к новому человеку, например к продавцу, то ей было сложно. Когда подросла Ангелина, моя младшая дочь (2,5 года, сейчас ей 6 лет), они стали вместе проводить время и я инициативу отдала в их руки.
Подходим мы к общественным качелям, там качаются взрослые дети. Они начинали сходу меня просить: «Мама, скажи, чтобы они ушли и дали нам покататься».
Мой ответ им:
- Хорошо, я их попрошу и они мне скорее всего не откажут. Вот только кататься буду я.
Валерия говорит:
- Нет, мама, так не честно. Мы хотим кататься.
- Ладно. Хотите по-честному? Попросите их сами. Идите, тренируйтесь.
Вначале такие пререкания длились долго. Мы могли уйти, а Валерия так и не решалась подойти к ребятам и с ними заговорить. Ребята уже сами иногда кричали: «Ладно, идите, катайтесь. Достали уже своими криками». Действительно, просила меня Валерия шумно, могла схватиться за меня и тянуть к качелям.
Далее я стала разговаривать с Валерией:
- Валерия, а что именно тебя пугает?
Валерия немного задумалась:
- Не знаю, мама.
- Вот скажи, если бы ты каталась, и к тебе подошли ребята и попросили уступить качели, ты бы им отказала?
- Нет, я бы попросила их подождать пять минут, а потом уступила.
- Вот видишь, Валерия, все как легко. Я уверена, что ребята тоже поступят также.
- Мама, а если они мне откажут?
- Да, отказать могут. Тогда тебе придется просто подождать, когда они уйдут, или прийти позже.
Через какое-то время после нескольких таких разговоров Валерия стала идти на контакт с ребятами.
С Ангелиной было по-другому. Она просто подбегала к качелям, и начинала пристально смотреть на ребят. Ребята быстро сдавались, при этом она садилась и начинала качаться только одна, а Валерию не пускала. Все это, конечно, сопровождалось громкими криками со стороны Валерии, которая хотела просто подсесть к Ангелине.
Младшая дочь, начиная с двухлетнего возраста, стала высоко раскачиваться на качелях. Соседи кричали мне с балконов, чтобы я запретила ребенку так раскачиваться. Мне от такого качания самой внутри было страшно, но я реально смотрела на ситуацию: Ангелина с раннего возраста висела на спортивной лестнице и имела крепкие руки. А если ей запрещать, то она без меня еще сильнее будет раскачиваться. Поэтому я разрешила Ангелине качаться так, как она хотела.
По дороге к качелям, я старалась договориться с Ангелиной:
- Ангелина, я знаю, что тебе нравиться так высоко раскачиваться. Я рада, что ты не боишься высоты, имеешь такие крепкие руки, и у тебя действительно получается красиво. Только давай с тобой договоримся, ты будешь все время крепко держаться, не прыгать, а просто слегка приседать. И еще одна просьба. Если я попрошу тебя сильнее не раскачиваться, ты сразу начнешь приостанавливать качели.
-Хорошо, мама. Только ты не бойся. Вот я ничего не боюсь!
-Ангелина, я в тебя верю и знаю, что ты справишься. Вот только я переживаю, что качели уже старые и могут оторваться. Ты у меня умница, я в твоем возрасте вообще к качелям не подходила.
Конечно, раскачивалась она всегда сильно, но если я ее просила остановиться, она меня слушала.
Со старшими детьми.
Я старалась дать Ангелине больше свободы. Ангелина еще не могла внятно говорить, но бежала к ребятам с нашего двора, и кричала им, коверкая слова: «Мальчишки, кидайте мне мяч, я буду играть!» Они по несколько раз у нее спрашивали: «Что ты сказала? Мы тебя не понимаем!» И так как она была маленькая, то они в ее присутствии не могли свободно пользоваться мячом: она его у них отбирала и начинала бить им по воротам. Конечно, они психовали. Часто слышала, как они между собой говорили: «Ребята, она идет, не давайте ей мяч. Как же она нас достала!» Я не вмешивалась. На тот момент я понимала, что мячом они ее не ударят, а она пусть учиться с ними общаться.
Ангелина старалась всегда быть с Валерией, просила брать ее с собой. Конечно, подругам Валерии это не нравилось. Я говорила Ангелине: «Если хочешь быть с ними, учись им не мешать. Они уже взрослые и подстраиваться под тебя им не интересно. Учись ты под них подстраиваться. Когда тебе от них что-то нужно, проси словами, а не криком». Через некоторое время они стали брать Ангелину с собой.
Конечно, периодически они не хотели, чтобы Ангелина была с ними. Поэтому, приходилось каждый раз вести разговор с Ангелиной.
- Ангелина, я тебя понимаю, что ты все время хочешь проводить с Валерией. Я не против твоего общения с сестрой и ее подругами. Только я не могу силой заставить их с тобой играть.
Ангелина, начинала плакать и твердила одно и тоже:
- Мама, я хочу быть с ними.
- Тогда научись радоваться тому, что они иногда берут тебя с собой. Раньше, они даже не хотели с тобой общаться. Ты умница, научилась под них подстраиваться.
Ангелина, а что именно тебе нравится, когда ты с ними?
- Я с ними играю, у них много разных игрушек.
- Я тебя понимаю. Но, иногда придется тебе играть одной. Если хочешь, я могу с тобой поиграть?
Ангелина после таких разговоров успокаивалась, в куклы со мной играть ей было не интересно, и она начинала играть одна. Со временем, она спокойно стала принимать отказы от старших детей. Главное, она начила понимать, что ей могут отказать, что иногда придется играть одной. Через некоторое время я стала ходить с ней гулять за пределы нашего двора. Она легко начинала общаться с новыми детьми, просила у них игрушки, а им давала свои. Я стояла в стороне и не вмешивалась.